Основными драйверами развития рынка складской недвижимости на данный момент являются фуд-ритейл и e-commerce. Именно эти два сегмента смогли не только сохранить, но и многократно увеличить оборот свих товаров за счет бесконтактной доставки.
В Подмосковье на долю е-commerce пришлось около 35% сделок, тогда как в прошлом году эта цифра не превысила десяти процентов. В регионах же лидером поглощения являются продуктовые сетевики, на долю которых приходится порядка 56%, что на 30% больше, чем в прошлом году.
В текущем и будущем году ожидается увеличение спроса на логистическую недвижимость. Крупные маркет плейсы расширяют свои зоны влияния и заинтересованы в новых качественных хорошо автоматизированных площадях.
Этим компаниям требуются большие площади для сортировки, комплектования и обработки заказов. Лучше всего с этим справляются автоматизированные линии, для размещения которых нужно пространство.
Кроме того, интернет-ритейлеры часто осуществляют и возврат товаров, что также предполагает наличие дополнительных площадей. Дополнительно крупные онлайн-ритейлеры начали выступать в роли маркет плейсов и, кроме своих товаров, размещаю у себя на складах и товары других торговцев.
По количеству качественных складов Москва догоняет крупные мегаполисы Америки и Китая. Спрос на складскую недвижимость остается стабильно высоким, а уровень предложения – низким.
Заинтересованы в складском строительстве не только арендаторы и девелоперы, но и региональные власти. Данный тип недвижимости помогает создавать дополнительные рабочие места, помогает развивать инфраструктуру и освоить заброшенные земельные участки. В основном новые проекты создаются в формате Build-to-suit.